Uknc Resources chapter1
- Это глава из книги «Ресурсы УКНЦ».
Глава 1. Аппаратные средства вывода на экран
Решение некоторых сложных проблем иногда полезно начинать с конца. Поскольку вывод на экран — штука отнюдь не простая, мы именно так и сделаем. Причем концом будет у нас сам экран.
Contents
§0. Немного об экранах.
Экраном обычно служит телевизор или монитор. Оба они бывают черно-белые, цветные и выключенные. Причем последний тип легко может быть превращен в один из первых двух путем включения последнего. Если Вы уже запутались, кто первый, а кто последний, не страшно. Немного страшнее, если после подключения монитора или телевизора к компьютеру вместо удобоваримой картинки Вы обнаружите беспорядочное мерцание полос и бегание кадров с потрясной скоростью. Если предположить, что и монитор (телевизор), и ЭВМ исправны, то остается лишь разобраться с подключением одного к другому.
Обычно от компьютера к экрану идут следующие сигналы:
- Синхросмесь (смесь строчной и кадровой разверток).
Этот сигнал, грубо говоря, управляет положением электронного луча на экране. - Видеосигнал.
Для черно-белых экранов этот сигнал управляет яркостью точки в текущем положении электронного луча. В него еще подмешано немного синхросмеси (для вкуса). - R, G, B.
Сигналы управления красным (Red), зеленым (Green) и синим (Blue) составляющими цвета точки (для цветных экранов). - Звук.
Тот же сигнал, что подается на пьезодинамик ЭВМ. Как правило, его подключают к телевизору в плату звукового канала. - Общий (земля).
Все эти сигналы выводятся на разъемы "ВМ" на задней панели компьютера. Этих разъемов у УКНЦ два. Поэтому к ней можно подключить целых два монитора. (Любопытно, что у человека тоже целых два глаза. Совпадение?)
Теперь осталось подключить компьютер. К каждой машине прилагается видеошнур. В нем 10 жил. Разводка сигналов по этим жилам такова:
- СС — 10
- GND — 2, 4, 6, 8
- R — 5
- G — 3
- B — 1
- Видео — 9
- Звук — 7
Для передачи черно-белого изображения достаточно всего двух проводов — Видео и Земля. Для цветного требуется минимум 5: R, G, B, СС и земля.
Напряжение на выходе из компьютера в видеоразъеме - порядка 1 В.
§1. Как видеоинформация попадает на экран
1.0 Вывод картинки на экран
Вы, очевидно, знаете принцип передачи теле-изображения. Электронный луч под управлением сигналов строчной и кадровой разверток обегает весь экран построчно (рисунок 1.0).
TODO
Рисунок 1.0 Движение электронного луча по экрану
То есть при движении от левого края к правому луч высвечивает на экране строку с переменной яркостью, а при обратном ходе он гасится и возвращается снова к левому краю экрана, сместившись немного вниз. Далее процесс повторяется до тех пор, пока луч не достигнет нижнего края экрана. Тогда он гасится и перебрасывается снова на начало экрана. Кадр нарисован.
То, что появилось на экране, назовем видеоизображением, или просто картинкой. Картинка перерисовывается на экране 50 раз в секунду. За время, равное 1/50 секунды, часто называемое тиком, глаз не успевает забыть старое изображение, поэтому картинка не мерцает.
1.1 Создание картинки
Будем постепенно продвигаться от конца к началу. Теперь вдоль видеошнура, через разъем «ВМ» влезем в компьютер и разберемся, как формируется видеоизображение.
Среди прочих устройств УКНЦ есть устройство, отвечающее за формирование картинки. Оно называется так: Устройство Управления ВидеоОЗУ (УВОЗУ). Помимо других функций, в задачи его входит считывание видеоинформации на экран.
Видеоинформацией мы будем называть данные, хранящиеся в особо отмеченной области оперативной памяти ЭВМ, а саму эту область — ВидеоОЗУ (ВОЗУ). Чтобы разобраться в строении ВОЗУ, давайте пройдемся по адресному пространству УКНЦ.
1.2 Экскурсия в адресное пространство УКНЦ
Среди всех микро-ЭВМ, выпущенных в нашей стране, УКНЦ — самая нетривиальная. Ни в одном другом компьютере больше не встретишь такого оригинального решения — 2 ОЗУ + 2 процессора. Некоторыми вопросами, связанные с повышенной микропроцессорностью УКНЦ, мы займемся позже, а теперь же перейдем к структуре памяти.
Прямой доступ к памяти
TODO
1.3 Таблица строк
TODO
Резюме к §1
TODO
§2. Формирование видеоизображения. Использование аппаратных возможностей.
TODO
§3. Каналы связи между процессорами.
TODO